Разочарование в выбранной профессии или почему студенты бросают учебу
Система образования нашей страны играет год за годом один и тот же заезженный и фальшивый спектакль. Садики делают вид, что готовят малышей к школе, школы делают вид, что готовят учеников к институту, а институты, в свою очередь, делают вид, что готовят студентов к реальной жизни в целом и к определенной работе в частности. Многим мы помогаем закончить ВУЗ, но результат очевиден — просто удручающее количество студентов не только не работают по выбранной специальности, но и просто бросают учебу на половине пути.
Почему? В каком месте случается тот самый надлом, который заставляет восторженных и активных студентов заваливать сессии «просто так», переставать ходить на профильные пары и уходить из ВУЗов?
Почему так мало студентов находит себя в «дипломной» профессии?
1Отсутствие профилирования в школах. Детей учат всему подряд, в не зависимости от их интересов. И при этом редко учат чему-то, с чем реально можно работать. Выпускник знает математику — школа умывает руки. А куда ее применить — к аудиту, теоретическому мат. анализу, финансам, физике? В большинстве европейских стран начиная с 12 лет практикуется профессиональное профилирование — дети ходят на мастер-классы и дни открытых дверей в фирмы и на производства, остаются там на стажировки. После нескольких лет таких стажировок (даже по несколько дней) ребенку куда проще определиться с направлением деятельности.
2Выбор не по собственной воле. Такая ситуация более чем распространена. Абитуриент поступает либо в тот ВУЗ, который выбрали родители, либо в тот, куда идут все друзья, либо в тот, в который «точно поступит», либо «на самую модную специальность». Низкий приоритет физического и технического труда в системе современных ценностей приводит к тому, что молодежь стыдиться получать «технические» специальности.
3Устаревшие технологии ВУЗовского обучения, преподаватели теоретики. Если мы говорим о практических специальностях, к которым относятся почти все факультеты, кроме «научных», у нас наблюдается огромная недостача грамотных практиков, которые бы читали гуманитарные и технические дисциплины. Почти отсутствуют связи между ВУЗами и работодателями. А если такие связи есть, студенты после первой же стажировки зачастую понимают, что то, чему их учат, и то в чем будет заключаться их работа — две разные вещи.
4Теневая экономика. Да, именно так. 100% грамотных студентов таких специальностей как: аудит, юриспруденция, финансы, бухгалтерский учет, экономика, маркетинг, менеджмент, управление и так далее, понимают, что работать они будут на две бухгалтерии, чему не учат в институтах. Понимают, что стандарты соблюдать не обязательно, зато обязательно знать, как обойти проверку. Знают, что судиться с коммунальными или властными структурами — бессмысленно, поэтому нужно налаживать «связи», а не сидеть в душной аудитории, выписывая прецеденты применения аналогии права вместо аналогии закона в гражданском законодательстве.
5Система «школа-ВУЗ-работа», вместо европейской системы «школа-колледж-работа-ВУЗ». Ребенок после школы (условно на наш 10-11 класс) учится по выбранному профилю, работает несколько лет по специальности, пусть и на самых низших должностях, и только потом, при необходимости идет получать степень. Многие потом добирают несколько модулей в институтах и продолжают работать, и это не считается стыдным или неправильным.
Для того, чтобы изменить ситуацию в нашей стране, необходимо в корне изменить ценностную систему, на которой построено современное отечественное образование.