Аспирантура: стоит ли идти путём науки?
Осень — начало учебного года и пора раздумий, среди которых может фигурировать и вопрос: быть или не быть аспирантом? Многие об этом говорят, некоторые действуют и идут в аспирантуру. Но мало тех, кто твёрдо знает, зачем она им нужна. Хотелось бы начать с вопроса: что такое аспирантура? В чём её существенное отличие от получения высшего образования и становления специалистом, магистром и бакалавром?
Итак, аспирантура — форма послевузовского образования. Её задача: обучить научные кадры для дальнейшей исследовательской работы, преподавательской деятельности, выработать умение разбираться в достижениях науки и использовать их в своих наработках. То есть аспирант — это научный сотрудник, и следовательно, вся его деятельность от начала и до конца должна быть направлена на развитие науки и передачу знаний. Пройти программу обучения можно как в научно-исследовательских центрах, так и в вузах. Основные различия можно свести в следующую таблицу.
Аспирант / доктор наук
- Послевузовское образование.
- Может изучать программу совершенно отличную от полученной специализации.
- Может преподавать в вузах, работать в НИИ, получить учёное звание кандидата наук.
Специалист / магистр/ бакалавр
- Высшее образование.
- Углублённое изучение предметов в рамках выбранной специализации.
- Может преподавать в средних учебных заведениях (магистр).
Формы обучения по программе аспирантуры
Как и при получении высшего образования, обучаться в аспирантуре можно по очной и заочной форме, и как отличительная черта — в качестве соискателя.
По порядку,
- Очная форма обучения разрешена лицам, не старше 35 лет и по длительности составит 3 года.
- Заочная форма обучения разрешена лицам, не старше 40 лет, длится она не более 4 лет.
- Соискательство разрешено всем лицам, обучение по этой форме займёт около 5 лет.
В целом с порядком поступления в аспирантуру можно ознакомиться посредством изучения соответствующего закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Стоит отметить, что поступить может любое лицо при наличии у него диплома о высшем профессиональном образовании или окончившее магистратуру. Бакалавру же следует сначала освоить программу магистратуры, а затем уже подавать документы в аспирантуру.
Необязательно поступать сразу же по окончании вуза. Иногда те, кто нацелен на научную работу в определённой области могут поработать по специальности 2 года и затем уже, поднакопив небольшой багаж практических навыков и знаний, замахнуться на приобретение научных степеней.
Порядок поступления
Для этого нужно подать документы (перечень можно получить в приёмной комиссии вуза), предварительно поместив их в папку с твёрдым переплётом. Всё это богатство отнести в отдел аспирантуры выбранного вами учебного заведения и ждать положительного решения от комиссии на право сдавать вступительные экзамены. Подача документов в аспирантуру идёт обычно с общим набором абитуриентов во второй половине июня и продолжается до конца июля.
Получив «добро» от комиссии можно идти сдавать экзамены:
- Специальную дисциплину.
- Иностранный язык.
- Философию (или философию и историю наук).
Как и при поступлении абитуриентов, набор в аспирантуру проводится на бюджетные места и платные. Соответственно, если хочешь попасть в первый список нужно сдать экзамены на «хорошо» и «отлично», иначе не пройдёшь по конкурсу. На платную основу, как правило, конкурса нет, но надеяться на поступление с низкими оценками также не стоит.
Порядок обучения и льготы
Вся программа обучения аспиранта будет базироваться на трёх китах: работа над диссертацией, её защита и научные исследования. В неё включены изучение дисциплин, учебная работа со студентами, сдача экзаменов, работа над исследованиями по диссертации. Начнётся всё с составления индивидуального плана и утверждения темы диссертации, далее сдача кандидатского минимума и по списку указанному выше. Всё это переплетается с написанием научных статей и участием в конференциях. Если учесть, что аспиранты-заочники и соискатели зачастую совмещают работу и учёбу, то на такой активный процесс обучения необходимо немало времени и усилий. Освободить время для исследовательской деятельности можно, заказав написание научной статьи ВАК, статей для конференций у профессиональных авторов.
Молодые люди, при обучении в аспирантуре на дневной форме, получают отсрочку от армии на три года. Соответственно, за это время они должны выучиться, написать работу и защитить её с получением диплома кандидата наук. После всего этого его уже не заберут в армию, по крайней мере, в мирное время. Если же не получилось за предоставленные три года написать работу и защитить, то в определённых случаях даётся отсрочка ещё на год для окончания учёбы с получением диплома.
Аспиранту может быть дан академический отпуск по двум причинам: семейные обстоятельства или болезнь. Сроки у каждого случая разные и рассмотрены в соответствующих законодательных актах. Также в зависимости от формы обучения, аспирантам предоставляются дополнительные отпуска, выходные дни и прочее. Иногородних обязаны обеспечить общежитием, а аспирантов-бюджетников ежемесячной стипендией.
Причины выбора пути науки
Это весьма краткая картина жизни аспиранта, его деятельности и перспектив. Конечно, каждый, кто решится пойти по этому пути, нарисует своё уникальное полотно, потому как и инструменты, и намерения у каждого «художника» разные. Ознакомившись с мнениями сегодняшних аспирантов и тех, кто думает ими стать, можно выделить основные причины выбора пути науки:
- Тяга к научным исследованиям в той или иной области, наличие собственных разработок, желание преподавать, независимо от материальной составляющей.
- Получить учёную степень для будущих льгот и привилегий (работа заграницей, прибавка к зарплате, повышенная пенсия и т. д.).
- Продлить студенческую жизнь и общение с интересными грамотными людьми, при этом сам процесс исследований, написание работы могут быть неинтересны.
- Получить отсрочку от армии.
В любом случае в аспирантуре будут обучаться представители каждого из четырёх путей. К чему они придут в итоге — неизвестно. Известно лишь то, что настоящие ценители и активные деятели науки нужны будут сегодня, завтра и вчера, как и отличные преподаватели, умеющие донести до студентов инновационные разработки, научить их адаптироваться в научной среде и не бояться твёрдо шагать вперёд.
Добро пожаловать в мир науки — в мир будущего!