ТОП-10 ошибок в выборе будущей профессии
Как найти себя и кем стать? Этот вопрос мучает каждого сознательного человека в определённый момент, в большинстве случаев им задаются старшеклассники и их родители. Конечно, подходить к выбору профессии нужно серьёзно и основательно, но не стоит забывать, что впереди ждёт долгая жизнь, в течение которой можно приобрести ещё не одну специальность и даже в корне поменять род деятельности.
И всё же, хотелось бы отметить, что выбор первой профессии важен и подход к этому действу должен быть соответствующий. Что нужно делать для того, чтобы правильно подобрать учебное заведение, факультет, специальность мы примерно представляем. Наше самоопределение происходить ещё в далёком детстве, когда мы применяем на себя разные профессиональные роли. Заканчивается оно в юности и сопровождается развитием некоторых условий, способствующих принятию решения. Такие условия создают своеобразную формулу будущей профессии и условно их можно обозначить как «могу», «хочу» и «надо».
Здесь, «хочу» — это наши склонности и интересы (увлечение предметами, явлениями, событиями, различными видами деятельности).
«Могу» — способности человека, его состояние здоровья (математические, творческие и т. д.).
И немаловажное «надо» — например, молодой человек хочет стать гондольером и всё для этого у него есть: отменное здоровье, красноречие, хорошая память и приятный голос. Одна проблема, в нашей стране не водят гондолы, и соответственно наш вымышленный герой не найдёт применение полученной профессии.
Можно выделить несколько типичных ошибок при выборе будущей профессии, знание которых поможет найти работу, максимально вас удовлетворяющую.
ТОП-10 ошибок при выборе профессии
- Ориентация только на внешнюю сторону профессии. Необходимо узнать глубже течение рабочего процесса, повседневность, возможные трудности.
- Перенесение своего отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию. Отрицательные или положительные черты характера, манера поведения человека не всегда являются неотъемлемыми составляющими той или иной профессии.
- Приравнивание учебных предметов к профессиям. Мир последних значительно больше и далеко не всегда отвечает школьным предметам.
- Желание идти на поводу большинства и получить профессию «за компанию».
- Пренебрежение своими личными качествами, способностями, наклонностями, желаниями, уровнем знаний и подготовкой.
- Пренебрежение оценкой своих физических возможностей, уровнем нагрузок, противопоказаниями.
- Путаница в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
- Отношение к будущей специальности, как к единственной в жизни. В любой сфере деятельности с течением времени происходит смена должностей, мест, приобретение смежных специальностей, и всё это по мере роста профессионализма и квалификации человека.
- Погоня за престижными профессиями. Изучай не моду, а рынок труда.
- Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.
Мы познакомили вас с самыми распространёнными ошибками в выборе профессии. Теперь каждый из вас может оценить свою ситуацию и принять правильное решение.
Не нужно пугаться, если в этих ошибках, вы увидели свой подход к поиску будущего места работы. Сознательный выбор будет произведён только в том случае, когда он мотивирован: человек реально оценивает свои возможности и хорошо знаком с родом деятельности.
В связи с этим хотелось бы отметить, что существует пять типов профессий и несколько групп мотивов.
Типы профессий
- «Человек — знаковая система» (переводчик, бухгалтер, экономист, программист, геодезист, архитектор и прочие).
- «Человек — природа» (эколог, ветеринар, лесовод, геолог и другие).
- «Человек — человек» (преподаватель, врач, юрист, следователь, психолог и другие).
- «Человек — художественный образ» (гримёр, дизайнер, скульптор, художник и прочие).
- «Человек — техник» (инженер, механик, слесарь, электрик и другие).
Возможные мотивы при выборе профессии
- Престижные (достижение положения в обществе, возможность быстрого карьерного роста).
- Эстетические (тяга к красоте, гармонии и прекрасному).
- Моральные (направление на полезный результат для людей, оказание им помощи).
- Социальные (поиск своего места в обществе согласно интересам и возможностям).
- Познавательные (желание приобрести специальные знания, заинтересованность в сути рабочего процесса).
- Материальные (поиск высокооплачиваемой работы).
- Творческие (желание быть уникальным).
- Утилитарные (лёгкость поступления в учебное заведение, близкая расположенность к дому и прочие).
К своему будущему нужно относиться очень серьёзно, тогда и к настоящему будет такой же подход. Уже в самом начале своего трудового пути можно хорошенько подумать: кем я буду? Что я буду делать и чего хочу достичь? Хорошо продумав все эти вопросы, можно смело рассчитывать на успешный исход дела и приобретение профессии, которая положит начало радостным рабочим будням.
Хотелось бы ещё отметить, что в конце прошлого года Минобрнауки внёс рекомендации для вузов — не принимать троечников в свои ряды. Качество подготовки абитуриентов должно повышаться, и выпускники с тройками в аттестате могут не успевать за учебной программой. Были проведены исследования и выявлено, что большинство троечников поступают в аграрные вузы, отличники спешат стать медиками, а ученики с хорошими отметками подают заявления в инженерные и технические вузы. Не стоит пугаться будущих трудностей при освоении учебной программы вуза, при необходимости можно обратиться за помощью и заказать многие студенческие работы.