Как организовать дистанционное обучение дома
Дистанционное обучение дома – контролируемая самостоятельная работа студента. Обучающийся осваивает предметы в комфортной для себя обстановке, с нужной скоростью и в удобном режиме.
Удаленное обучение в российских ВУЗах
Дистанционный формат не нов, он давно используется ведущими российскими и зарубежными ВУЗами. Разработаны программы, преподаватели имеют опыт в проведении учебного процесса онлайн. В условиях пандемии такая форма получения учащимися знаний приобрела массовые масштабы – ее ввели с целью непрерывного прохождения образовательных программ.
Не все ВУЗы оказались готовы к новшествам, ведь такой формат невозможно реализовать без нормального технического оснащения и скоростного интернета. В связи с этим Минобрнауки России совместно с Минкомсвязью и Ростелекомом обеспечили поддержку образовательным учреждениям, испытывающим трудности с организацией информационной инфраструктуры – был создан ситуационный центр (телефон горячей линии: +7 (495) 198-00-00). Вошло в обиход «цифровое волонтерство» – лица, занимающиеся информационными технологиями, стали помогать в преодолении трудностей перевода образовательного процесса в онлайн-режим.
Как и при очном обучении, при удаленном возможно возникновение академической задолженности. В соответствии с № 273-ФЗ студенты могут пройти аттестацию по модулю, курсу, предмету на протяжении года с момента возникновения задолженности, в сроки, установленные ВУЗом (но не более 2 раз). Пересдача возможна в дистанционном формате (это должно быть отображено в локальном нормативном акте ВУЗа).
Если полноценное прохождение курса невозможно без практических занятий и лабораторных работ, то они вносятся в учебный план. Время и состав групп оговариваются.
В соответствии с законодательством, практика может быть организована в формате удаленной работы – с руководителем в этом случае студенты взаимодействуют онлайн. Образовательное учреждение вносит изменения в программу практики, заключает при необходимости соответствующие соглашения.
Формы дистанционного обучения
Многие онлайн-курсы при удаленном обучении можно проходить с помощью мобильных устройств (не обязательно располагать домашним компьютером, важно лишь иметь доступ в интернет). Учебный процесс организуется путем проведения видео- и аудиоконференций, компьютерных телеконференций, видеолекций, веб-уроков, занятий с использованием чат-технологий. Все эти методы дополняют друг друга.
При проведении видеоконференций и компьютерных телеконференций реализуется двухсторонняя видео- и аудиосвязь между студентами и преподавателем. Визуальный контакт дает возможность учителю оценить степень понимания предмета.
Аудиоконференции делают возможным только звуковое общение с использованием аналоговых и цифровых средств связи (телефонов или другого оборудования). Сеансы проводятся с группой или один на один.
Видеолекции – один из наиболее удобных методов обучения. Цифровая информация (выступление лектора) хранится на веб-сервере или электронном носителе. В процессе лекции лектор показывает таблицы, анимацию, кинофрагменты и сопровождает это своими комментариями. Главное удобство для студентов – они могут возвращаться к материалу сколько угодно, что позволяет прорабатывать сложные моменты.
Уроки в чате происходят путем обмена участниками текстовыми сообщениями, которые видны всей группе. Веб-уроки – это разные виды учебной деятельности (конференции, семинары). Они проводятся с помощью телекоммуникационных средств. Одним из наиболее удобных вариантов взаимодействия становятся форумы. В данном случае изучение тематики не ограничивается строгими временными рамками, участники работают асинхронно – оставленные сообщения они читают и комментируют в удобное время.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Преимущества:
- многие лекции студент может прослушать в удобное для себя время, ничто не мешает ему возвращаться к непонятным моментам;
- проходить обучение можно, даже находясь за рубежом, есть возможность учиться без отрыва от работы;
- расширяются возможности коммуникации с преподавателем – с ним можно связаться on-line, off-line (по телефону, с помощью электронной почты, чата, форума);
- студент получает полный доступ к учебным материалам – методички, задачники, учебники предоставляются в электронном формате учебным заведением;
- подход к обучению индивидуален;
- сокращаются издержки (не нужно тратиться на дорогу, аренду жилья);
- аттестация в on-line режиме проходит более спокойно (студенты меньше нервничают, преподаватели не относятся предвзято).
Минусы онлайн обучения:
- необходимы хорошее техническое оснащение, скоростной интернет и достаточная компьютерная грамотность;
- требуется сильная мотивация;
- отсутствует личный контакт с одногруппниками и преподавателем;
- возникают сложности с выработкой практических навыков;
- преподавателям трудно оценить честность студентов.
Что важно в домашнем обучении?
При дистанционной форме на первый план выходит мотивация – достичь хороших результатов можно только при условии личной заинтересованности. Очень важно придерживаться плана – при изучении материалов онлайн сложно отказать себе в дополнительном отдыхе. Контроль со стороны преподавателя ослабевает, поэтому актуальность приобретает самоконтроль.
Перспективы дистанционного обучения
Удаленное обучение не является временной мерой – в лучших ВУЗах мира уже давно созданы e-learning центры, позволяющие получить диплом, сидя дома. Интерес к электронному обучению обусловлен тем, что практически во все перспективные сферы деятельности сегодня внедряются IT-технологии, требования к персоналу возрастают. Возникает потребность в быстрой, гибкой, непрерывной подготовке грамотных кадров, чего невозможно достичь с использованием одних лишь традиционных систем.
Компания «Dip-Land.ru» предлагает услуги репетиторства, опытные преподаватели в режиме online помогут справиться со сложностями, возникшими при онлайн-обучении. Проверяются и корректируются все виды студенческих работ.