Обучение в аспирантуре
Обучение в аспирантуре открывает новые перспективы, но вместе с тем и меняет привычное представление об учебном процессе – на первый план выходит исследовательская деятельность. Аспирант должен быть заинтересован в повышении квалификации, обладать способностями к творческой и аналитической работе.
Основные сведения об аспирантуре
Аспирантура – третий уровень высшего образования, форма послевузовского профессионального обучения (повышения квалификации). Цель этого этапа – подготовка научно-педагогических и научных кадров. Основное внимание уделяется исследовательской деятельности под руководством научного руководителя. Аспирант учится организовывать и проводить эксперименты, обрабатывать и обобщать данные исследования, делать выводы. По результатам проведенных экспериментов он пишет научно-квалификационную работу (кандидатскую диссертацию).
По завершении третьего уровня образования проводится государственная итоговая аттестация (защита учебной программы курса и научного доклада перед Государственной комиссией). В соответствии с полученным дипломом присваивается квалификация, дающая право работать в образовательных и научно-исследовательских организациях в должности преподавателя или исследователя.
Степень кандидата наук дает право на более высокие должности (доцент, старший научный сотрудник) и на определенные привилегии. В 2013 году обязательная защита кандидатской была отменена – студенты сами решали, нужна ли им ученая степень. В соответствии с внесенным в 13 декабря 2019 года законопроектом № 860618-7 защита может стать обязательной сразу после окончания аспирантуры.
Отличие аспирантуры от магистратуры
Магистратура – второй уровень высшего образования, максимальная продолжительность учебы составляет 2 года. Поступление туда возможно после получения академической степени бакалавра (бакалавриат занимает 4 года, дает возможность стать рядовым сотрудником) или специалиста (учиться нужно 5 лет, после чего возникает право на руководящую должность).
В магистратуре студент получает узкопрофильные компетенции, углубляет свою специализацию по выбранному профильному направлению, благодаря чему приобретает больше шансов на получение престижной должности, возникают перспективы карьерного роста. Подтверждением полученных компетенций служит написание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Учиться в аспирантуре, являющейся третьим уровнем высшего образования, могут те, кто получил степень магистра или квалификацию специалиста. Продолжительность этого этапа составляет 3 или 4 года (очная и заочная форма соответственно). После завершения учебы в аспирантуре возникает право на ведение научной и преподавательской деятельности. Для получения первой ученой степени соискатель пишет и защищает кандидатскую диссертацию.
Помимо требований к поступающим, продолжительности учебного процесса и возникающих в трудовой деятельности перспектив отличие заключается в особенностях прохождения учебного процесса. Магистратура подразумевает традиционный формат. В аспирантуре лишь на первом году обучения студент посещает семинары и лекции, затем на первый план выходит самостоятельная исследовательская деятельность по индивидуальному учебному плану, который составляется аспирантом совместно с научным руководителем на весь период обучения. Необходимость в изучении смежных дисциплин отсутствует. Индивидуальный учебный план утверждается на заседании отдела или кафедры.
Формы обучения в аспирантуре
Учиться можно:
- заочно (4 года) – обучение и работа проходят параллельно, возможно оформление аспирантского отпуска, аспирант не получает права на стипендию и на отсрочку службы в армии;
- очно (3 года) – аспирант больше времени, чем при заочной форме, посвящает изысканиям, он имеет возможность чаще консультироваться со своим руководителем, при очной форме возникает право на некоторые льготы (на получение стипендии, отсрочку службы в армии).
Отдельной формой обучения является соискательство – соискатель не причисляется к аспирантам, но он тоже сдает кандидатские экзамены, ведет работу над диссертацией под контролем консультанта (при наличии запатентованных разработок) или научного руководителя. Поступление возможно после получения диплома специалиста или магистра.
Соискатель прикрепляется к соответствующей его профилю кафедре (максимальный срок – 3 года). Стоимость обучения ниже, чем в аспирантуре. Доступны все ресурсы образовательного учреждения (имеется доступ в лаборатории, библиотеку), можно писать труд, не связанный с основной направленностью (исключением является медицина). Отсрочка от армии при таком формате отсутствует (до момента получения кандидатской степени).
Как стать аспирантом?
Чтобы поступить в аспирантуру, необходимо иметь диплом об окончании магистратуры или специалитета (предоставляются оригинал и копия документа). В пакет документов также входят:
- заявление и приложение к нему;
- фотографии (2-3 шт. 3х4 см);
- копия паспорта;
- согласие предполагаемого научного руководителя;
- список работ и изобретений (при их наличии);
- документы, подтверждающие участие в конференциях;
- автобиография;
- медицинская справка;
- выписка из протокола Совета вуза (факультета), если претендент поступает сразу после окончания магистратуры и не имеет опыта работы по специальности;
- исследовательское предложение (обоснование актуальности, реферат по специальности объемом 20-25 страниц);
- отзыв на реферат или публикации.
Чтобы пройти обучение, необходимо сдать экзамены, один из которых – по специальности (другие – иностранный язык, история и философия науки). Конкурс зависит от конкретного вуза (в среднем на 1 место приходится 3-5 претендентов). Преимуществом для поступающего будут публикации в журналах, рекомендованных ВАК или входящих в международные системы цитирования (SCOPUS).
Документы принимаются летом (обычно с июля по сентябрь, но в разных вузах сроки отличаются). Этап поступления (собеседование, экзамены) приходится на осенние месяцы (сентябрь-октябрь). В ноябре-декабре происходит зачисление.
Требования к аспиранту
Аттестация происходит ежегодно – если индивидуальный учебный план не выполняется в установленные сроки, то приказом ректора аспирант отчисляется.
Научное сообщество должно быть ознакомлено с результатами исследований еще до момента оформления диссертации. Выполнить это требование можно:
- выступая с докладами о результатах исследований на семинарах, конгрессах, конференциях разного уровня (чем выше уровень, тем лучше);
- публикуя научные статьи в журналах из списка ВАК (абсолютный минимум – 1 статья).
Для создания положительного мнения у комиссии одной публикации мало. Обычно рекомендуется на первом году обучения написать 1 статью, на втором и третьем – по 2. Хорошим результатом считается 7-9 публикаций. Имеет значение уровень издания и общий объем страниц. Выше всего ценятся напечатанные в зарубежных журналах научные труды.
Все опубликованные статьи стоит сразу вносить в «Список трудов» и хранить его на компьютере в отдельном файле. Это позволит не повторяться с названиями – в случае дубля только 1 статью удастся внести в список. Необходимо также сохранить копию опубликованного текста, титульный лист издания, оглавление с фамилией автора. Такие сведения предоставляются в ученый совет.
Доклады являются одним из пунктов требований к диссертантам, кроме того, они дают возможность получить бесценный опыт выступления перед аудиторией и общения с ней. Докладчику удается выяснить для себя, какие вопросы вызывает исследование, что в нем стоит доработать. Все это позволит уверенно чувствовать себя на защите. Принимая участие в конференциях и семинарах, аспиранты учатся:
- составлять план выступления;
- правильно расставлять акценты;
- убеждать в своей точке зрения;
- доводить до сознания слушателей ход своих рассуждений;
- говорить по существу, понятно, убедительно, размеренно.
Чем больше позиций в «Списке конференций», тем большее преимущество получает диссертант при рассмотрении кандидатской ученым советом. Необходимо также предоставить акты внедрения в практику результатов исследования (как вариант – рационализаторские предложения, патенты). В диссертацию эти сведения вносятся в виде приложений.
Дополнительным требованием к аспирантам, проходящим очное обучение, является педагогическая практика. Обычно проводятся практические занятия, реже – читаются лекции. На протяжении года педагогическая нагрузка составляет минимум 40-50 часов.
Как стать кандидатом наук?
Чтобы получить ученую степень кандидата наук, необходимо пройти обучение в аспирантуре и защитить кандидатскую. В процессе предзащиты работу рассматривает профессорско-преподавательский состав – на обсуждение ее представляет научный руководитель. Оценке подлежат как сам научный труд, так и публикации. После первичной экспертизы выдается заключение (оно подписывается ректором). Внесенные рецензентами замечания корректируются.
Рассмотрение на кафедре проходит по следующей схеме:
- заведующий кафедрой озвучивает повестку дня и рассматриваемый вопрос;
- называются имена диссертанта, его научного руководителя, рецензентов;
- диссертант выступает перед комиссией (15-20 минут);
- члены комиссии высказывают свое мнение, задают вопросы;
- руководитель рассказывает о заслугах диссертанта;
- проводится дискуссия, а после ее завершения осуществляется голосование.
Кандидатская считается защищенной, если члены комиссии пришли к общему мнению. В этом случае оформляется выписка из протокола, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) выдает окончательное заключение и присуждает ученую степень.
Требования к оформлению кандидатской диссертации
Продолжительность работы над диссертацией во многом зависит от ее объема – для разных направлений требования отличаются. В гуманитарных науках объем составляет 150-200 страниц (приветствуется творческий подход), для технического профиля – 100-150 страниц (здесь необходимо максимально лаконичное изложение фактов). Кандидатская должна состоять из нескольких глав, для каждой структурной части существуют рекомендации по оптимальному количеству страниц.
Обязательно должен быть оформлен автореферат, в котором кратко излагаются основные тезисы для быстрого ознакомления с результатами исследования. В случае с гуманитарным направлением достаточно 2-2.5 страниц, а с техническим – 1.
Кандидатская должна иметь высокую уникальность. Нижний ее предел составляет 75% (обычно такие требования выдвигаются в региональных вузах). Ведущие университеты, как правило, повышают планку до 80-90%.
Преимущества и недостатки обучения в аспирантуре
Аспирантура обеспечивает личностный рост – в процессе обучения соискатели принимают участие в конференциях, где происходит обмен опытом и знаниями. Студенты, закончившие аспирантуру, получают конкурентное преимущество на рынке труда – умеющие мыслить образованные люди всегда в цене. При очном формате молодые люди получают отсрочку от службы в армии, а после защиты кандидатской освобождаются от нее (N 53-ФЗ). Кандидаты наук получают надбавку за ученую степень (она входит в оклад – ст. 108 ФЗ «Об образовании в РФ»). В соответствии с целевой программой «Жилище» молодые ученые (до 35 лет) получают право на помощь при приобретении жилья (33 кв.м).
Недостатки обучения в аспирантуре также имеются. Первый из них – необходимость посвятить вузу еще 3-4 года. Аспиранты должны обладать аналитическим складом ума, иметь усидчивость, много времени посвящать изучению учебников, научных работ, проводить собственные исследования – такую нагрузку выдержит не каждый. Дополнительный минус – необходимость финансовых вложений (если не удастся поступить на бюджет, придется заплатить от 70000 до 400000 руб., в зависимости от вуза).
Аспирантура дарит определенные преимущества, но прежде чем получить их, придется провести серьезную работу. Помощь в написании научных статей ВАК, РИНЦ, в оформлении кандидатской, автореферата можно получить, обратившись к нашим специалистам. Гарантируется высокая уникальность, бесплатное выполнение доработок в соответствии с первоначальными требованиями. Благодаря грамотной поддержке у аспиранта появляется больше времени на проведение изысканий, работу над ошибками, подготовку к защите.